Кому на самом деле выгодно размещение государственных заказов в России?
Вопреки мнению многих граждан нашей страны, в России контроль граждан над такими статьями государственных расходов, как госзаказ, на порядок выше, чем в прочих странах Европы и вполне сравним с США. Звучит несколько странно, но это так.
Если наши сограждане и считают, что такое раскрытие – нормальная практика для всех мировых держав, то это совсем не так. В большинстве стран, особенно в странах Старого Света, существует чёткое разграничение над тем, какую информацию можно предоставлять коммерческим организациям, а к какой – дать публичный доступ для граждан.
В частности, в большинстве стран доступ к данным госзакупок предоставляется только тем организациям или гражданам, что заранее зарегистрировались на государственном портале. Кроме того, в некоторых странах доступ к данным может быть и не бесплатен.
Для этого у прочих стран есть несколько причин, которые рассматриваются ниже:
• если создать доступ только после регистрации, то сразу станут заметны те организации, которые не приняли участие в торгах, к стати в России для компаний, участвующих в госзакупках, актуальна юридическая услуга по обжалованию торгов - подробнее тут;
• есть множество нюансов в том, что может содержать государственный заказ и что может являться если не частью государственной тайны, то достаточно нежелательными к распространению данными. Если выкладывается информация о госзакупке, предназначенной для военной части, то этой информацией может воспользоваться даже разведка других стран
• ну и наконец, гражданам в первую очередь интересно не то, на какие цели планировалось потратить деньги, а то, на что ушли средства, выделенные на госзакупки. Кстати, в таких странах как США, информация такого рода становится доступной только после совершения сделки и выделения средств.
Имеется и ещё одно обстоятельство, что напрямую влияет на госзакупки. Если информация просто размещена на портале, то для размещающей стороны (государства) это не имеет решающего значения, так как никаких обязательств на неё не налагает. А вот уж после принятия заказа – другое дело.
Теперь можно понять, почему именно для этой страны открытое размещение информации такого рода очень выгодно властям. Стоит только вспомнить, какое количество заказов государства было отменено после широкой волны возмущения интернет-общественности. Может показаться, что такое положение дел – лучшая профилактика коррупции. Ведь такие заказы не принимаются! К сожалению, это совсем не так. Стоит только подумать о том, сколько таких заказов прошло стороной от взглядов общественности, как станет ясно, что открытое размещение информации о госзакупке – отличный инструмент для коррупционера.
Естественно, встаёт вопрос о целесообразности гражданского контроля. Но он необходим и весьма полезен в том случае, когда исполняются два условия:
• понятность для широких кругов;
• наличие возможности сравнения цен.
То есть факты, что излагает госзаказ, должны быть разъяснены простым и понятным языком. А кроме того, должны приводиться цены на схожие виды товаров или работ в обычных условиях, чтобы избежать неадекватного ценообразования.