Вода в частных руках?
Как известно, мировые запасы питьевой воды на Земле ограничены. Дефицит воды в той или иной степени ощущают на себе больше трех миллиардов человек. Это данные ООН на начала ХХI века. Большая часть пресной воды (около 90%) – это запасы ледников, которые практически не используются. Водяной кризис уже затронул страны Средней Азии.
Но вместе с тем, меньше двух процентов чистой воды всего объема используемой идут для питья и гигиенических целей. 98 % – пустые траты. Для экономного ее расходования необходимо передать в руки корпораций добычу и продажу пресной воды.
Несмотря на то, что другие природные ресурсы (леса, ископаемые) во многих странах мира являются частной, либо государственной собственностью, приватизация пресной воды – особый случай.
Чистая вода – это то, без чего действительно нельзя обойтись ни одному человеку. Неудачный пример приватизации водных ресурсов есть в странах Латинской Америки. Сокращение расходования воды действительно имеет место быть, но вместе с тем ухудшилось качество и увеличилась стоимость питьевой воды. Увеличилась смертность, особенно детская, среди тех, кому чистая вода не по карману, увеличились злоупотребления в тех кругах бизнеса и власти, которые имеют отношение к системе водопользования.
Поговаривают, что предложение компании Nestle продиктовано скорее не заботой о сохранении водного богатства Земли, а желанием взять в свои руки этот гарантировано-прибыльный рынок. И этому есть подтверждения. Например, на территории Пакистана фирма оставила без пресной воды целую деревню, пробурив для собственных нужд скважины, которые гораздо глубже, чем был уровень деревенских колодцев, в результате чего вода покинула колодцы, поэтому в России актуальна копка колодцев под ключ. А вот, что касается Пакистана - теперь жители той деревни покупают бутилированную воду у Nestlе.
Известно, что 8% от всей прибыли компании составляет прибыль от продажи воды в бутылях.